Барельеф на стене своими руками: два варианта исполнения + пошаговая инструкция
Содержание:
- Функции и задачи барельефа
- Виды барельефов
- Подготовка газбаллона к устройству в нем печки-буржуйки.
- Инструмент
- Крепление барельефа к стене
- Интересные дизайнерские идеи
- Эскизы и трафареты
- Полезные советы по созданию барельефа своими руками
- Барельеф что это
- К какому стилю подходит
- Барельеф из гипсовой штукатурки
- Материалы и инструменты
- Плюсы и минусы барельефа
- Общая технология создания барельефа
- Как сделать своими руками?
Функции и задачи барельефа
Барельеф – это многофункциональная объемная конструкция, которая используется для выполнения определенных задач. Например, с помощью выпуклого изображения:
- Украшают инженерные коммуникации.
- Визуально корректируют пространство.
- Зонируют помещение с помощью плавных переходов.
Украшая дом, хозяева тратят много финансов и сил на выбор картин, статуэток и других декоративных элементов. Совсем недавно такая техника, как лепнина из строительных смесей, начала становиться все более и более популярной. На барельефе изображают цветы, животных, птиц, сюжетные композиции и многое другое. Поскольку подобие скульптурных изображений делают вручную, цена такого удовольствия достаточно большая. Однако, существует масса вариантов, как создать барельеф на стене своими руками. Например, можно пройти мастер класс или использовать разнообразные техники и приемы.
Виды барельефов
Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.
Виды барельефов
В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:
Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»
Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.
Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.
Техники барельефа
Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:
- Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
- Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
- Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
- Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.
По месту или на листе?
Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.
Рельефные панно
Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.
Подготовка газбаллона к устройству в нем печки-буржуйки.
Инструмент
Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.
Инструменты для изготовления барельефов из гипса
Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.
Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.
Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.
Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.
Работа с инструментом и уход за ним
Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.
Крепление барельефа к стене
Лучше всего использовать для этого обычный плиточный кле
На стену устанавливаем маячки из реек. Клей наносим на стену и на приклеиваемый образец и по отвесам наносим на стену. Можно использовать опору снизу, чтобы барельеф не сполз с нужного места используя рейку. Швы и отверстия отделывают шпатлевкой или алебастром и затем шлифую.
Законченный вид такому панно можно придать при помощи лака или водоэмульсионной краской, которые сыграют роль водоотталкивающего материала. Подробнее в мастер-классе на видео ниже.
Отделка стен барельефом добавит помещению индивидуальности, а композиция обязательно вызовет восторг у окружающих и скажет о хорошем вкусе хозяина дома.
Барельеф на стену
Интересные дизайнерские идеи
При изготовлении барельефа для украшения внутреннего оформления жилого помещения можно использовать традиционный либо более оригинальный подход, а также изобрести собственный рисунок либо воспользоваться уже готовым трафаретом. В первую очередь следует отметить, что такой предмет дизайна хорошо вписывается практически в любое помещение в квартире или доме. Особенно он уместен в прихожей, спальне, детской комнате и ванном помещении.
Главное, чтобы барельеф своим изображением подходил к стилистике окружающей обстановки: лофт, классика, минимализм, классицизм и так далее. При этом скульптурой этого типа можно украшать камины, арки, а также создавать обрамление для картин или даже панно. Таким образом, барельеф станет акцентным элементом интерьера. Рассмотрим несколько вариантов внедрения барельефа в интерьер.
Абстракция
Барельеф-абстракция отлично впишется в любой стиль интерьера. Его можно создавать как вертикально, так и горизонтально. В зависимости от общей стилистики помещения можно выделять скульптуру ярким и контрастным цветом либо делать его незаметным – в тон общей цветовой палитре.
Анималистичный принт
Любителям животных понравится барельеф в виде павлинов, льва, рыбы, птиц и других обитателей планеты Земля. При это можно создать как композицию из одного животного, так и более наполненную картину (например, сафари или морское дно). Если есть желание создать такое оформление в детской комнате, то можно использовать для этого изображения мультипликационных или сказочных животных. Детям повзрослей понравится, например, барельеф, на котором будет изображена змея или даже средневековый дракон.
Флора
Наиболее популярная разновидность барельефа – пейзаж. Например, прекрасно смотрится цветочный принт с колокольчиками и ромашками, а также удачным решением является лепное дерево или виноградная лоза. Такие композиции будут отлично выглядеть в прихожей и на кухне.
«Карта мира»
Любителям путешествий рекомендуется создать необычный и оригинальный барельеф пол названием «Карта мира». При этом следует максимально четко прорисовать все континенты и океаны. При желании можно закрашивать в яркий цвет те страны, где повезло уже побывать (либо ставить на них символичные картинки, например, флажки).
Горы
Барельеф в виде гор отлично впишется в гостиную или спальню. При этом вы можете создать его цветным (например, заснеженные горы или горы с зеленой травой) или в тон стены. Кроме того, вы можете у подножия гор создать озеро или деревню.
Замок
Такое изображение отлично подойдет для спальни и украшения детской комнаты для девочки. При этом можно создать как вымышленный, так и реально существующий замок.
Ангелы
Такой вариант хорошо впишется в детскую комнату. В зависимости от пола ребенка ангелы могут иметь внешность девочки или мальчика. При этом в данной ситуации рекомендуется использовать только пастельные и нежные оттенки, а не яркие неоновые цвета.
Орнамент
Барельеф в виде орнамента является одним из самых простых в исполнении. Он в большей степени подойдет для классических интерьерных стилей.
Таким образом, существует огромное количество вариантов и идей барельефа, которые смогут отлично вписаться в любое помещение. Но в первую очередь нужно отталкиваться от вкусов и предпочтений тех членов семьи, которые будут проживать в них. Барельеф можно изготовить как самостоятельно своими руками, так и попросить помощи у профессионалов.
Основные правила содания барельефа смотрите в следующем видео.
Эскизы и трафареты
Трафареты делятся на многослойные и однослойные. Для барельефов на стенах жилых помещений применяют именно однослойные трафареты. Их легче изготовить самостоятельно.Для окрашивания сквозных отверстий применяют краски, созданные на основе эмали, акрила или воды и эмульсии.Краски наносятся на стену губкой или валиком, хотя часто применяют специальные аэрозоли. Кисти применять не рекомендуется, чтобы не деформировать границы рисунка. Валик позволяет избежать затекания краски под шаблон.
Какие узоры стоит выбирать для создания трафаретов и эскизов? Предпочтения отдаются следующим мотивам:
Растительным – они позволяют создать естественную или сюрреалистическую картину на стене. И цветы, и ветки, и деревья всегда выглядят изящно, идеально вписываясь в любой интерьер квартиры. Кроме того, цветы подходят для каждой комнаты в квартире или дома, их можно наносить на стены на кухне и в ванной.Анималистическим. На стене замечательно смотрятся изящные изображения кошек и других животных, в том числе сказочных и волшебных. Часто используют изображение кошек. Продолжением «кошачьей» темы являются следы на стене львов, тигров, леопардов, тигриные полосы.Геометрическим. Особенно это касается прямых и простых линий, которые могут выглядеть стильно и замысловато.Бордюрным. Акцент делается на то, чтобы повторять несколько раз один и тот же рисунок. Для бордюрных трафаретов характерна лаконичность и большое разнообразие тематики – от бабочек до несложных орнаментов.
Для того, чтобы изготовить трафарет самостоятельно, стоит придерживаться таких правил:
Распечатать рисунок оригинального формата или масштабировать его до нужного размера.На рисунок нанести сетку с ячейками, которые имеют размеры 1 на 1 сантиметр.На другой лист бумаги или картона нанести сетку, которая будет иметь ячейки большего размера.Сетка нужна для того, чтобы аккуратно переносить все фрагменты рисунков.После этого рисунок переносится на картонку, пленку, металл.Вырезать шаблон по намеченным линиям.Вырезание проводится острым ножом, что позволит получить ровные и четкие границы линий.
Бумажные шаблоны не получится использовать многократно, максимум – 2-3 раза, поскольку бумага от раствора размягчается. Рисунки из бумаги подходят для изготовления одиночных барельефов. Более долговечными являются пленочные и металлические трафареты – они крепятся к стене двусторонним скотчем.
Чтобы сделать барельеф на стене квартиры самостоятельно, необходимо придерживаться всех рекомендаций и правил, указанных выше. Прежде, чем приступать к работе, создается детальный эскиз будущего изображения, приобретаются инструменты, готовиться рабочее место и стена. И только потом, без спешки, можно приступать к работе. Процесс изготовления барельефа много времени не займет, если тщательно подготовиться, осветить место работы, посоветоваться со специалистами и сделать прочный шаблон.
- https://stroyday.ru/remont-kvartiry/interernye-resheniya/barelef-na-stene-svoimi-rukami.html
- http://obustroen.ru/remont/shtukaturka/barelef-na-stene.html
- https://vopros-remont.ru/steny/barelefy-lepnina/
- https://stroychik.ru/steny/barelef-svoimi-rukami
- https://nastroike.com/interier-i-landshaftniy-dizain/453-dekorirovanie-sten-v-tekhnike-barelef-osobennosti-sposoba-poshagovaya-instruktsiya-kak-sdelat-barelef-na-stene-svoimi-rukami
- https://mr-build.ru/dekorativnie-pokritiya/barelef-na-stene-svoimi-rukami-master-klass.html
- https://planken.guru/vnutrennyaya-otdelka/obustroystvo-barelefa-na-stene-svoimi-rukami.html
- https://otdelkasten.com/dekor-sten/barelef-na-stene
- https://remboo.ru/design/kak-sdelat-barelef-na-stene-svoimi-rukami.html
Полезные советы по созданию барельефа своими руками
Настоящие объемные конструкции делают только руками. На современном рынке можно, конечно, приобрести уже готовую гипсовую заготовку. Это не придаст атмосфере помещения уникальности и элегантности, из-за которой и ценится конструкция. Поэтому стоит потратить время и силы на создание ее самостоятельно.
Перед созданием «шедевра» нужно потренировать руку. Лучший материал – глина, штукатурка, гипс. Они отличаются мягкостью и пластичностью, что и требуется в случае ошибки. А ошибки неизбежны, к этому надо морально подготовиться и запастись терпением. Вместо холста сгодится фанера с низкой деревянной рамкой.
Справка! Работать сразу на стене, «без черновика» могут только профессиональные скульпторы. Или в случае с очень масштабными картинами, за которые берутся исключительно опытные специалисты.
Для создания объемной скульптуры требуется подготовка основы. Берут либо марсельский воск, либо обычную штукатурку. С помощью шпателя наносят на поверхность, основу (стена, фанера). Первым делом, необходимо разровнять материал, а после – делать рельеф. Для создания рельефа хорошо подходят спонжи, кусочки ткани, поролон, мастихин.
После создания основы делают перенос выбранного изображения на основу – холст. Его прикладывают к поверхности стены или же фанеры. Аккуратно надавливают, чтобы получился «слепок», отпечаток на основе. Это и будет изначальный набросок.
Теперь нужно сделать рисунок объемным. Чтобы достичь этого, делают смесь для лепки. Самый лучший вариант – алебастр. Он становится очень прочным после застывания. Не уступает по прочности бетону. Гипс более хрупкий материал: может крошиться или расколоться. К тому же не любит воды. Смесь готовят из сухого порошка (алебастра) и воды. Тщательно смешивают до однородной консистенции. Теперь можно начинать лепить объем.
Объем создают слой за слоем, постепенно. В процессе создания рельефа может потребоваться создание углублений. Создать их можно двумя способами: выскребанием некоторой части основы или «наращиванием» близ расположенных слоев. На данном этапе к основе крепят заранее сделанные в молдах скульптурные части.
При быстром застывании смеси, время от времени ее смачивают водой. Это помогает продолжать даже медленно продвигающийся процесс.
В процессе «вылепливания» деталей используют не только инструменты (например, мастихин). Большую помощь могут оказывать и пальцы скульптора. После окончания работы необходимо выдержать время для тщательной просушки. Когда конструкция полностью высохла, приступают к шлифовке. В качестве инструментов берут наждачку. Она прекрасно устраняет ненужные слои и выравнивает получившиеся шероховатости.
Теперь, когда работа готова, заключительный этап – крепление к поверхности стены. В случае с созданием барельефа на стене, этот этап не нужен. Композицию клеят на силикон в жидкой форме или специальный клей
Важно хорошо закрепить конструкцию, поэтому на этом материале экономить не стоит
Легкие» гипсокартоновые стены не рекомендуют украшать таким образом. Основа нужна крепкая, прочная. На заключительном этапе необходимо сделать маскировку всех швов, стыков между стеной и конструкцией.
Барельеф что это
Барельеф — это один из видов изобразительного искусства применяемый в скульптуре. Барельефом считается декоративное изображение, которое создается с помощью объема. Изображение предмета или фигуры выступающее над плоскостью стены не более чем на половину объема. Например, как показано на фото ниже, подобную часть панно можно считать барельефом.
На фото классический барельеф с обычной тонировкой фактуры
Все понятия условны и нет четких рамок или размеров по глубине рельефа. Данный вид искусства появился еще в начале каменного века. Человек издавна старался запечатлеть и вырезал рельефные изображения людей и животных на дереве, предметах быта, высекал из мягкого камня в пещерах сцены охоты, а позже барельефами украшали стены своего жилища, фасады храмов, домов.
Барельеф и горельеф в чем отличия
Если изображение выступает от стены больше чем наполовину, практически отделяется от плоскости и визуально имеет полный объем, то такую технику изображения предметов называют горельеф. На примере одной из своих работ покажу фигуру осьминога, изготовленную в горельефе.
На фото классический горельеф. Изображение осьминога от плоскости выступает больше чем наполовину. Все объемные детали горельефа выполнены из крепкого, легкого, влагостойкого материала.
В некоторых композициях отличия малозаметны и фигуры из стены, как бы плавно перетекает из барельефа в горельеф. Если изображаемый в материале предмет лепится в объеме отдельно от стены или плоскости, то такую работу называют скульптурой. Примеры можно увидеть в музеях, на памятниках, фасадах зданий и, как отдельный элемент декора, скульптура часто украшает современный интерьер.
Сегодня интерьеры часто украшают декоративными панно в технике барельефа. Абсолютно любые темы, сюжеты, формы и варианты покраски можно встретить в интернете на фотографиях. Современные художники и скульпторы полюбили данный вид изобразительного искусства и часто применяют технику барельефа в оформлении стен интерьера. |
Рельеф на стене
Изображение которое имеет небольшую высоту над плоскостью называют рельефом на стене. Подобное панно может быть орнаментом, пейзажем или полноценной картиной из множества людей, животных, предметов. Рельефами на стенах украшают фасады зданий, стены в интерьерах. На плоскости рельеф можно встретить практически в украшении всех декоративных изделиях от посуды до оружия всех времен и народов.
Рельефное панно на стене «Рыбки», оформление колонны в квартире г.Москва
Рельеф на стене «Рыбка Ангел», выполнен из акриловой декоративной штукатурки. Намечены силуэты кораллов, морских губок с небольшой детализацией. Барельеф рыбы наносился в два слоя и после тонировки панно в общий охристый цвет, я дорисовывал некоторые детали красками. Акриловую штукатурку используют для нанесения фактуры на стены при декоре интерьера. Ее можно применять в барельефе для создания слоев небольшой толщины, от 1 до 10 мм.
Панно с рыбками на морскую тему — это моя первая работа в рельефе на стене. Процесс создания панно и конечный результат меня очень порадовал и после я начал изучать, экспериментировать и работать в технике барельеф.
Виды барельефа
Мне часто задают вопрос, какие виды барельефа можете еще предложить? Как таковых видов нет и барельеф сам является видом рельефа в скульптуре. Есть основные три отличия по глубине и передаче объема и их я описал выше — это рельеф, барельеф и горельеф. Но есть и другие виды изображение в материале, такие как контррельеф. Все видели рисунки и высеченные из камня египетские иероглифы или различные сцены из фигур. Такие изображения являются контррельефом.
В подобной технике я еще не работал и для примера взял фотографию из интернета.
Есть еще такой вид, как сквозной рельеф и по сути это тот же барельеф, только вместо фона прорезные отверстия.
3d барельефы И еще один распространённый вопрос это про 3Д барельеф. Современное влияние различных иностранных слов в нашем языке, от чего и получается небольшая путаница. Сейчас модно заменять обычное слово «объем» на «ТРИДЭ.» И все объемные рельефы на стене это не 3D барельеф, а просто горельеф или обычный барельеф. Само понятие 3Д — это преображение плоского изображения в объемное, с помощью технических средств. И понятие 3д больше подходит к рисункам или росписям на стенах, опять же, такие рисунки имеют добрые старое название «Обманка» или с иностранного trompe-l»oeil. А любой барельеф или скульптура она сама по себе и так объемная и ее не нужно переводить или показывать в 3Д. |
К какому стилю подходит
Барельефные композиции до сих пор у некоторых вызывают ассоциации с классикой. Да, это всегда есть и будет уместно для арт-нуво, модерна, рококо.
Традиционные скульптуры с плавными, обтекаемыми линиями и огромным количеством мелких деталей, завитков – это уже сложившаяся веками традиция, которую не искоренить.
Сюжет взят, как правило, из мифов, легенд. Это могут быть и витиеватые орнаменты, которые относят к определенной культуре и традиции.
Однако в современное время барельеф прекрасно впишется и в минимализм, и в лофт, и хай-тек. Выбор изображений просто поражает воображение. Так, для минимализма подойдет панорама города или кусочек природы, например, опушка леса или другой пейзаж. Это может быть абстракция в виде завихрений. Для лофта идеальной станет имитация потрескавшегося кирпича, старого камня или старой отделки.
Внимание! Сюжет стоит выбирать, исходя из стилевого направления дизайна интерьера. Например, при доминировании «морской» темы предпочтительны изображения кораллов, ракушек, рыб, водорослей.. Барельеф востребован для декорирования арочных конструкций, дверных проемов, каминов
Он отлично помогает расставить нужные акценты в помещении. А подсветка над конструкцией выгодно подчеркнет все изгибы барельефа. С помощью него маскируют неровности стен, прячут линии коммуникации, делают пространство больше или меньше, в зависимости от окончательной цели декора
Барельеф востребован для декорирования арочных конструкций, дверных проемов, каминов. Он отлично помогает расставить нужные акценты в помещении. А подсветка над конструкцией выгодно подчеркнет все изгибы барельефа. С помощью него маскируют неровности стен, прячут линии коммуникации, делают пространство больше или меньше, в зависимости от окончательной цели декора.
Барельеф всегда уместен в этнике
И неважно, из какой страны прибыл данный интерьер. Здесь можно легко дать полет фантазии: узоры, орнаменты, абстракция и т.д
Мотивы изящной Италии подчеркнут лозы винограда или колонны. Колорит востока – цветущая сакура, дракон. Дизайн в традиции загадочной Индии – изображения слонов и божеств.
Барельеф из гипсовой штукатурки
При этом варианте изготовления барельефа понадобиться изображение, которое будет перенесено непосредственно на стену. Выполнить это своими руками сможет даже начинающий мастер. Для этого, на нарисованный эскиз сверху накладываем пленку и по ней, маркером, наносим изображение. Затем переносим его на стену.
Совет: чтобы барельеф лучше держался, на основу лучше нанести шпателем акриловую шпаклевку или марсельский воск.
Чтобы барельеф не растрескался, каждый слой должен хорошо просохнуть, и лишь потом наноситься следующий. Для того, чтобы придать изображению нужную форму, используют специальные лопатки — мастихины.
Конечный этап работы и придания барельефу законченного вида осуществляется при помощи мелкой шкурки, которой сглаживаются все неровности. На этом же этапе прорабатываются мелкие детали, наносятся цветовые акценты при помощи водоэмульсионной краски.
Подробный мастер-класс изготовления дерева можно посмотреть на видео.
Материалы и инструменты
Каждый мастер предварительно решает для себя, какую именно декорацию хочет изготовить по барельефной технике
Кроме того, важно заранее подготовить все необходимые инструменты и материалы, без которых работа будет невозможна. Осветим список всех составляющих, которые понадобятся для изготовления барельефа:
- ведро, тазик и любая другая емкость, в которой вы сможете готовить необходимые для работы смеси и растворы;
- губки, изготовленные из абразивных материалов;
- краски;
- кисти и ножи с острыми лезвиями;
- наждачная бумага;
- кельма;
- специальные мастихины, которые пригодятся для создания объемных композиций;
- полиэтиленовая пленка;
- маркер, карандаш и ручка;
- малярный скотч;
- шпатель;
- скребки;
- грунтовая смесь;
- перчатки;
- клеевой раствор (ПВА, на силиконовой основе);
- трафареты.
Рассмотрим, какие инструменты «второй группы» мастер должен подготовить:
- скульптурные стеки;
- столярные стамески;
- кондитерский шприц.
Профессиональные мастера часто используют хирургические скальпели разных видов. Ими пользуются, чтобы дорисовать определенные детали, нуждающиеся в максимальной точности реализации. Определитесь, из чего будете делать будущий барельеф. Выше уже упоминалось, что для этого чаще всего используют гипс, гипсовую штукатурку или алебастр, но также возможно соорудить красивый декор из таких позиций:
- из глины;
- папье-маше;
- шпатлевки;
- полиуретана;
- и даже соленого теста.
Плюсы и минусы барельефа
Барельеф изготавливается из древесины, глины, алебастра, гипса или камня. Последний способ очень трудоемкий и требует от скульптора высокого уровня мастерства, так как любая ошибка не подлежит исправлению. Из дерева барельефы создают путем резьбы, а глина — самый доступный материал, который подходит даже для новичков. Лепкой занимались все еще в школьные годы. Барельефные изделия в отличие от обычных скульптур позволяют сохранять масштаб 1:1 и при этом экономить на материалах. Ведь глины, к примеру, для ваяния человека в полный рост потребуется почти на 60-70% меньше, чем на создание аналогичной полноценной статуи. Раньше любые виды рельефов украшали собой стены и потолки и при этом оставались их частью, то есть композиция была статичной и не подлежала перемещению. Сейчас можно изготовить небольшой барельеф на специальном холсте-подставке и передвигать его по квартире при необходимости.
Объемные композиции неизменно ассоциируются с классическими стилями. Действительно, такой декор уместно будет смотреться в одноименном дизайне, арт нуво, модерне, барокко, рококо, ампире. Но здесь речь идет о традиционных скульптурах, с мягкими линиями и множеством мелких, вычурных деталей. В центре композиции, как правило, фигурируют люди, божества, мифические существа или сложные орнаменты. В современный стиль органично вольется минималистичный барельеф:
- Городская панорама;
- Кусочек леса;
- Объемные «завихрения» взбалтываемой жидкости;
- Имитация «старого» слоя отделки или кирпича под осыпавшейся штукатуркой.
К морскому стилю подходят объемные изображения косяков рыб, коньков, водорослей, коралловых «полей» и фантастические панорамы владений Тритона. Конечно подобные композиции новичку не удастся изготовить с первого раза без ошибок. Придется долго тренироваться и набивать руку. В этом, пожалуй, основной недостаток барельефа. Его невозможно создать красивым без больших временных затрат на обучение мастерству скульптора. Исключением станут только абстрактные рельефы, которые подойдут для одноименного стиля или минимализма. В отличие от декоративной росписи, барельефы не нуждаются в дополнительном выделении цветом. Подсветка идеально подчеркнет каждую линию. Популярен этот вид оформления для украшения арок, каминов, проемов и акцентных стен. С его помощью можно грамотно замаскировать неровности поверхности, спрятать коммуникативные линии или же исказить пространство в комнате неправильной формы.
Итальянские мотивы подчеркнут виноградные лозы и декоративные колонны или объемный пейзаж из фальш-окна. Японский колорит дополнит 3D ветка сакуры, усеянная многочисленными цветами, а китайский — дракон с оскаленной мордой. В дом с элементами, традиционными для Индии, гармонично вольются тематические слоны на стенах и декоративные скульптуры многоруких индуистских божеств.
Общая технология создания барельефа
Первые шаги в освоении технологии создания барельефов лучше начинать с простых малогабаритных изделий, например медальонов. Основу для рельефной лепнины лучше сделать из гипсокартона, усиленного каркасом. Такую мобильную композицию можно будет без труда перемещать из одного помещения в другое.
Независимо от уровня сложности, процесс изготовление барельефов с помощью трафаретов состоит из нескольких основных этапов:
- Выбор и распечатка изображения. Трафарет желательно делать из тонкого пластика, но плотный ламинированный картон тоже подойдет. Также рисунок можно нарисовать на предварительно обработанной пропиткой стене.
- Подготовка смеси финишной гипсовой шпатлевки. Масса должна быть однородной, а ее консистенция достаточно густой, чтобы состав не растекался.
- Фиксация шаблона на базовой поверхности. Это можно сделать с помощью малярного или двухстороннего скотча.
- Заполнение прорезей трафарета шпатлевкой.
- Удаление шаблона. Снимать трафарет можно уже через 30 минут, когда шпатлевка еще не окончательно застыла. Делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить края лепнины. Если контур барельефа все же нарушился, его нужно подравнять.
- Углубление рельефа. Если есть желание сделать более объемный рисунок, следует добавить еще один слой шпатлевки.
- Формирование рельефа. Придавать конечную форму изделию можно начинать примерно через час, когда материал уже подсох, но еще не потерял свою пластичность. Для работы используют различные инструменты от грубой стамески до хирургического скальпеля.
- Шлифовка. После полного высыхания последнего слоя шпатлевки, барельеф можно отшлифовать. Для этого используют наждачную бумагу с разной степенью зернистости. Главное не перестараться.
- Финишная обработка. После шлифовки на барельеф можно нанести декоративное покрытие или лак.
Барельеф, выполненный по трафарету:
Работа закончена.
Как сделать своими руками?
Только пошаговая инструкция создания ботанического барельефа позволит освоить не совсем простую технику изготовления.
Работа начинается с того, что деревянной скалкой раскатывается приблизительно 2,5 кг глины. Инструмент должен двигаться как по часовой стрелке, так и против неё. В финале первого шага должен образоваться пласт, толщина которого составляет приблизительно 1,5 см. Живые цветы располагаются на глине, согласно продуманной композиции
Важно помнить, что при создании отпечатка все то, что находилось справа, окажется с левой стороны
Далее, придерживая цветы, необходимо скалкой, расположенной в центре, довольно глубоко вдавить ботанические элементы в глиняную поверхность. Как только это сделано, цветы можно аккуратно убирать при помощи пинцета.
Разъемная форма для выпечки диаметром примерно 23 см вдавливается в глину. Края лучше дополнительно промазать, чтобы не образовывалось промежутков. Около 0,5 кг гипса в отдельной емкости смешиваются с 0,5 л воды. Перемешав смесь до полной однородности, можно залить ее в форму.
Приблизительно через 10 минут в гипс погружается проволочная петелька. Когда гипс застынет, шпателем нужно будет отделить края глины от формы для выпечки. Ее остатки смываются с барельефа при помощи губки, после чего поверхность зачищается жесткой стороной того же инструмента. Следующую неделю гипсовому декору предстоит просыхать.