Патина в интерьере — что это такое, с чем сочетается, в каком стиле применять?
Содержание:
- Цвета патины
- Пример расчета стоимости материалов
- Выбор цвета патины и декоративного эффекта
- Достоинства и недостатки
- Разновидности патины, составов и консистенции
- Прикладная патина
- Как патинировать металлы?
- Применение в мебельном производстве
- Применение
- Что это — патина на мебели?
- Зачем нужна патина
- Что такое патина для дерева
- Как патинируется мебель
- Разновидности патины
- Нанесение патины на древесину своими руками
- Виды составов
- Заключение
Цвета патины
Чтобы удачно подобрать расцветку кухни, стоит сопоставить базовый тон фасадов и патины, а также учесть другие важные нюансы.
Белая
Белая кухня — хорошее решение для большинства стилей. Этот тон смотрится элегантно, красиво, свежо, при этом нейтрально. Белые фасады будут гармонировать с любым оттенком патины, напоминая антиквариат. Декорировать такую кухню можно зеленым, синим, лиловым тоном, а также серебром и золотом.
Коричневая
Этот вариант замечательно подходит для кантри-стиля, помогает приблизить интерьер к деревенскому. Патину на коричневых фасадах можно делать серой, зеленоватой, синеватой, бежевой. В классическом стиле лучше взять для патинирования золотую краску.
Черная
После нанесения патины черные фасады кухонного гарнитура обретут довольно необычный вид. Применять такой дизайн можно не всегда: например, для сложной, резной мебели он не годится. Нужно, чтобы гарнитур был простым по оформлению, а само помещение — светлым, просторным. Патину стоит сделать золотой, серебряной или белой, как и фурнитуру.
Бежевая и айвори
Подобные тона прекрасно подходят для классики, прованса, с ними сочетается патина любого цвета. Чтобы кухня оставалась нежной и светлой, стоит выполнять патинирование не слишком темными тонами: серым, голубым, зеленоватым, лиловым, золотистым.
Серая
Кухня стального цвета смотрится дорого и благородно. Самое роскошное сочетание получается с патиной белого, черного, голубого оттенка. Особенно хорошо подобное решение подходит для малогабаритной кухни, хотя в просторном помещении тоже будет выглядеть неплохо.
Зеленая
Подобный вариант идеально подходит для стиля шебби-шик, поскольку зеленые фасады изящны и нежны, воздушны на вид. Чтобы визуально не перегружать кухню, не стоит применять насыщенные тона зелени, лучше будут смотреться более светлые. Зеленый удачно комбинируется с патиной бежевого, коричневого, белого, серого цвета.
Красная
Красная мебель на кухне — яркий и смелый вариант, но вполне уместный для данного помещения
Важно лишь не злоупотреблять слишком сочными тонами, а выбирать более приглушенные, ближе к бордовым. С разными оттенками красного неплохо сочетается патина черного, коричневого, бежевого, серого, белого тона
Пример расчета стоимости материалов
В зависимости от климатического района проживания и назначения пристройки, определяемся с толщиной стен. Так для жилых помещений, как правило, используется кладка в два блока, для остальных пристроек достаточно будет одного:
- Шаг 1. Рассчитываем объем стен. Для этого нужно будет умножить общую их длину на высоту и толщину. Например, длина – 20 метров, высота – 3метра и толщина – 0,3 метра (в один блок). 20 * 3 *0,3 = 18 м3. Из этого значения вычитаем площадь окон и дверей. Предположим, что у нас глухая пристройка.
- Шаг 2. Получившееся значение умножаем на стоимость. В среднем она составляет около 2500 р. 18 * 2500 = 45000 р.
- Шаг 3. Расчет клея. Обычно расходуется 20 кг клевого состава на 1 м3 пенобетона. Цена 25 – килограммового мешка в среднем составляет 300 р. Соответственно, 20 * 18 / 25 = 14,5 мешков. Округляем до 15. Итого 4500 р.
- Шаг 4. Стоимость раствора. По технологии первый ряд укладывается на бетонный состав. Вычислим сколько его потребуется для шва в 2 см. 20*0,02*0,3 = 0,1 м3. На такой объем необходимо 1 мешок портландцемента и 11 ведер песка. Их стоимость примерно равна 500 р.
- Шаг 5. Получаем в итоге 50000 р. к этой сумме прибавляем кровельные, фундаментные, электромонтажные, отопительные работы, стоимость окон, дверей, отделки и получаем окончательную стоимость.
Выбор цвета патины и декоративного эффекта
При выборе оттенка необходимо учитывать дизайнерские решения кухонного гарнитура и цвет его фасада. Первое, что предлагают практически в каждом салоне, специализирующемся на изготовлении кухонь в классическом стиле, — золотая либо серебряная патина, но можно заказать и иные оттенки. Она бывает желтой и белой, серой и черной, а также коричневой.
- Как серебристая, так и золотистая патина считаются универсальным вариантом, но все-таки самым лучшим вариантом является использование их на черной или белой кухне. Неплохо они смотрятся и на массиве светлого дерева.
- Для белой отделки оптимальным вариантом считается темный фасад, соответственно, для светлого лучше всего брать желтую, коричневую, серую или черную.
- Заказывая кухонный гарнитур, фасад которого будет оформлен под старину, следует уточнить у изготовителей, каким методом патинирования они пользуются. Большую натуральность дверцы приобретают в том случае, когда декоративный состав наносится в несколько приемов и неравномерно.
- Если хочется иметь кухню, выполненную в классическом стиле и имеющую деликатный эффект проверенного годами дерева, то стоит остановить свой выбор на патине несколько светлей или темней тона фасада, покрыть поверхность глянцевым лаком. Применяется подобный способ отделки, когда на мебели имеет место сложная фрезеровка.
- Чтобы выделить резные узоры на фасадах, можно воспользоваться контрастной патиной — под бронзу, медь, серебро, золото. На начальном этапе производят втирание состава в элементы фрезеровки. Затем накладывается тонкий слой, который необходимо равномерно распределить по поверхности дверцы.
- Для кухонь, выполненных в стиле шебби-шик или прованс, лучше подойдут фасады, обработанные в стиле кракле. Дверцы в этом случае покрываются специальным кракелюрный лаком. После полного высыхания на нем образуются мелкие трещинки, как на старой краске. Далее производится втирание контрастной патины. На завершающем этапе наносится финишный слой лака, предназначенного для защиты.
Достоинства и недостатки
Главное преимущество фасада с патиной — внешний вид. Но помимо этого есть еще несколько положительных черт такого варианта декорирования:
- износостойкость — ее обеспечивает сама технология патинирования, в процессе которой на фасад наносится специальная смесь и несколько слоев лака. Так гарнитур становится более защищенным от повышенной влажности и перепада температуры;
- практичность — патинированный фасад только выглядит хрупким и антикварным, но на самом деле он не требует специального ухода, а неоднородный цвет декора сможет скрыть легкие загрязнения и даже повреждения;
- долговечность — этот пункт вытекает из двух предыдущих. Так как покрытие стойкое и практичное, ему ничего не случится даже спустя годы;
- уникальность — существует множество цветов для патинирования, что позволяет сделать кухню уникальной и добавить роскоши обычному гарнитуру;
- доступность — настоящая антикварная мебель стоит намного дороже, чем искусственно состаренные гарнитуры.
Есть у патины и минусы:
- легкая воспламеняемость — стоит ответственно подойти к расстановке гарнитура и надежности проводки, ее следует дополнительно изолировать;
- хрупкость к воздействию — на таком покрытии не стоит нарезать продукты или отбивать мясо без доски.
Помимо функции декорирования, патинирование часто применяется и для реставрации антикварной мебели, что можно посчитать за дополнительное преимущество.
На фото кухонный уголок с фасадами цвета слоновой кости с золотом.
Разновидности патины, составов и консистенции
В зависимости от задумки при помощи патинирования можно придать поверхностям разные эффекты:
- фрагментарное состаривание;
- полное покрытие;
- кракелюр.
По консистенции рабочие составы для патины бывают такими:
- густые – напоминают пасту, которая применяется при обработке дерева для окрашивания в желтоватые или красноватые оттенки, близкие к золотым;
- жидкие – выполнены на водной или полимерной основе, придают изделию сияние, облагораживают его вид;
- фацетные лаки – позволяют создать состаренную поверхность за счет формирования сети трещинок.
Для обработки дерева, металла или иных материалов используют составы на разнообразных основах, которые неодинаковы по стойкости готового покрытия и степени адгезии с основанием. Самые популярные – это морилка, воск, акриловая краска, битум, масло, шеллак.
Морилка
Применение морильных составов – самый простой способ искусственно состарить деревянную поверхность, поэтому он наиболее популярный. Морилка облагораживает изделия из древесины, придает им утонченный вид, помогает «сделать» из дешевых пород более дорогие. Средства этой группы способствуют защите дерева от гниения, заселения грибками и плесенью, усиливают влагоотталкивающие свойства.
Обычно морение изделий предполагает предварительное проведение браширования – удаления мягких древесных волокон прочной щеткой, при этом жесткие продольные волокна остаются на месте. Браширование требуется для обеспечения более выраженного эффекта патины. После морения изделия нередко покрываются воском или шеллачной грунтовкой. Гамма цветов при использовании морилки ограничена темными древесными оттенками, и применить позолоту, серебрение или иные металлические тона не удастся.
Воск
Нередко в качестве финишного покрытия используются восковые патины в форме пасты на водной основе. Их готовят путем соединения натурального воска и металлической пыли. Есть в продаже и бесцветные составы, после нанесения которых остается красивый перламутровый блеск.
Свойства восковой патины таковы:
- помогает одновременно подчеркнуть структуру дерева и затонировать его;
- легко наносится, медленно сохнет, удобно растирается, поэтому работать с ней можно в комфортном для мастера режиме;
- чаще всего применяется для небольших площадей, идеально подходит для дуба, ясеня;
- имеет разные оттенки – серебряный, латунный, бронзовый, золотой, переливчатые тона;
- красиво выделяет резьбу, узоры, рисунки, годится для рельефных и текстурированных плит, трещин в технике кракелюр;
- обладает высокой адгезией к дереву, пластику, которым покрывается МДФ;
- наносится ветошью или губкой, полируется и сохнет в течение суток.
Акрил
Акриловая патина – универсальный состав для дерева, гипса, металла. Данный материал имеет водную основу, но позволяет создавать очень стойкое покрытие, имеющее отличную адгезию с поверхностями. После нанесения полученная пленка защищает материал от гниения, размножения микробов и грибков.
Технология акрилового патинирования очень проста, с ней справится даже новичок. Акриловой патиной можно обработать всю поверхность или ее часть, отдельные выступающие элементы. Чтобы придать основанию оригинальный вид, можно комбинировать составы разных оттенков. Также есть вариант накладывать различные тона патины в несколько слоев, чтобы получить неповторимый эффект, сложный цветовой орнамент. Выбор оттенков акрила очень богат – есть как металлические, так и классические тона. При необходимости такой тип патинирования хорошо сочетается с лакированием, декупажем, обычным окрашиванием.
Битум
Структура этого строительного материала помогает придать дереву особый вид, вычернить резьбу, углубления и рельефные выступы, грани. После нанесения битума на древесину излишки удаляются растворителем, а впитавшийся состав создает эффект старины (изделие будет иметь темный цвет).
Масло
Масляная патина подходит для древесины и металла. Она не прячет естественного оттенка материала, выгодно подчеркивает узор на деревянных поверхностях. По свойствам масло напоминает восковую патину – легко наносится, медленно сохнет. Нельзя применять подобные составы в технике декупажа, так как они растворяют бумагу.
Шеллак
Сам по себе данный материал имеет желтоватый или коричнево-красный тон, который будет становиться темнее по мере увеличения количества слоев. Он может применяться изолированно или в сочетании с декупажем, становится промежуточным или финишным покрытием. При работе с шеллаком используется кисть или губка.
Прикладная патина
Художники и мастера по металлу часто намеренно добавляют патину как часть оригинального дизайна и украшения предметов искусства и мебели или для имитации старины во вновь созданных объектах. Этот процесс часто называют тревожным .
Широкий спектр химических веществ, как бытовых, так и коммерческих, может давать самые разные патины. Художники часто используют их в качестве украшения поверхности для цвета, текстуры или того и другого. Состав патинирования меняется в зависимости от прореагировавших элементов, и они определяют цвет патины. Для медных сплавов, таких как бронза, воздействие хлоридов приводит к зеленому цвету, в то время как соединения серы (такие как « печень серы ») имеют тенденцию к коричневому цвету. Основная палитра патин на медных сплавах включает такие химические вещества, как сульфид аммония (сине-черный), печень серы (коричнево-черный), нитрат меди (сине-зеленый) и нитрат железа (желто-коричневый). Для художественных работ патинирование часто намеренно ускоряется за счет применения химикатов с нагревом. Цвета варьируются от матово-желтого до темно-синего, зеленого, белого, красного и различных оттенков черного. Некоторые цвета патины достигаются путем смешивания цветов в результате реакции с металлической поверхностью с пигментами, добавленными к химическим веществам. Иногда поверхность улучшается с помощью воска, смазки или других видов лаков или прозрачных покрытий. Проще говоря, французский скульптор Огюст Роден инструктировал помощников в своей мастерской мочиться на бронзовые изделия, хранившиеся во дворе. Патину можно получить на меди при помощи уксуса ( уксусной кислоты ). Эта патина водорастворима и не прослужит снаружи здания, как «настоящая» патина. Обычно используется как пигмент.
статуя Иосифа I Португалии в торговой площади , Лиссабон , с поверхностным слоем зеленой патиной , вызванное расширенному окисления (2011)
Та же статуя 2015 года после удаления патины (2012–2013 годы), демонстрирующая оригинальную отделку 1775 года. Темный цвет статуи заставил английских моряков назвать площадь, на которой она расположена, «Площадью Черной лошади».
Патина также встречается на контактных кольцах и коммутаторах . Этот тип патины образуется в результате коррозии, элементов, которые может удерживать воздух, остатков от износа угольной щетки и влаги; таким образом, патина должна работать должным образом в особых условиях.
Патины также можно найти в воках или других металлических формах для выпечки, которые образуются при правильном приправе. Патина на воке — это темный налет масла, который пригорал на нем, чтобы предотвратить прилипание пищи. Обработка продуктов на пару или использование мыла в воке или другой посуде может повредить патину и, возможно, вызвать ржавчину.
Коллекционеры ножей, у которых есть лезвия из углеродистой стали, иногда наносят на лезвие патину, чтобы защитить его и придать ему более индивидуальный вид. Это можно сделать с помощью различных химикатов и веществ, таких как соляная кислота, яблочный уксус или горчица. Это также можно сделать, воткнув лезвие в любой кислый овощ или фрукт, например, в апельсин или яблоко.
Как патинировать металлы?
Способы патинирования
- Из вещества следует приготовить водный раствор (концентрация будет зависеть от цели) и обрабатывают им рельефные и выступающие элемента, а еще те, которые спустя время должны подвергаться самому большому износу. Цвет можно получить от светлого золотого до голубого и черного на серебре, а также меди.
- Водный раствор 1 меры медного купороса и 1 меры цинка хлорида дает возможность получить эффект состаривания коричневого или красного оттенка.
- Черная пленка появляется при воздействии от сернистого аммония. Но и тут есть сложности – раствор имеет сильный аромат, поэтому патинирование следует проводить в вытяжном шкафу.
- Битумная патина в готовом виде может выручать тех, кто не желает самостоятельно делать смеси. Раствор делают на базе органического растворителя, а после патинирования проводят масляную обработку. Цвет налета будет светлым коричневым. Смесь допускается использовать на изделиях из золота, если желают придавать им старинный вид.
Отдельно рассмотрим декоративный тип патинирования.
Декоративная разновидность патины
Тут весь процесс патинирования сводят к покраске рельефных участков деревянного или металлического изделия. Применяется для этого акриловая патина, которая растворяется в воде. Она наносится кистью или губкой на выступающие места, а после растушевывают.
Распространены они не столь широко, потому что сложнее в нанесении. Как правило, перед патинированием изделия из металла окрашивают, а не просто грунтуют. И если выбрано патинирование золотого типа, то предпочтительный вид краски-базы – темный. Предметы мебели из древесины окрашивают, если патину хотят сделать максимально контрастной – к примеру, для получения эффекта позолоты на дубовой поверхности. Или в том случае, когда окрашивание поверхностей является частью дизайна – к примеру, гарнитур в голубом цвете в стиле кантри и патина, как показано на фото.
Применение в мебельном производстве
Наличие благородного налета с переходами цвета в современном мире только приветствуется. Он эффектно подчеркивает красоту ковки, резьбы на изделиях из дерева
Такие предметы всегда приковывают к себе внимание и переходят из обычных в разряд раритетных, старинных. Специалисты выделяют группу декоративной патины. Имитацию создают с помощью морилки и краски необходимой по цвету
Иногда для этого используются оттенки совершенно несвойственные материалу
Имитацию создают с помощью морилки и краски необходимой по цвету. Иногда для этого используются оттенки совершенно несвойственные материалу.
Если брать древесину, то появившийся налет чаще всего бывает по причине поражения его грибком или гнилью. Но так не бывает с древесиной высокой плотности и твердости, которая малочувствительна к влаге. Например, в обработке мебели из дуба применяют белую либо темную патину и это указывает на старину изделия.
В мебельном производстве часто применяют искусственный способ, ведь налет естественный появится нескоро. Для большей эффективности мастера применяют два метода:
- химический;
- механический.
Для нанесения по древесине применяют патину нескольких составов:
- густая — она по консистенции похожа на пасту, чаще всего двухкомпонентная, с ее помощью получают красноватые, светло-коричневые и золотые оттенки;
- жидкая — по виду она похожа на лак, такой состав придает древесине желтоватый или золотой оттенок, характерный для ясеня или дуба;
- фацетный лак — он придает эффект старины после нанесения и высыхания, лак покрывается тончайшими трещинами, как на старинных изделиях из дерева.
Метод нанесения патины
Мастера часто совмещают несколько методов сразу, чтобы получить наиболее оригинальный, интересный вид.
Технология патинирования несложная, и отличается количеством нанесенных слоев состава. Для начала изделие очищается, после чего делается браширование. Поверхность древесины обрабатывается металлической щеткой, чтобы удалить мягкие волокна, как на старинном изделии.
Следующий этап — обработка мебели грунтовкой белого цвета и шлифование поверхности. Белый цвет замечательно подходит для серых и светлых тонов. Для контрастности применяется прозрачная грунтовка. Затем наносится слой лака и изделие сохнет. Теперь самое время нанести патинированный состав. Излишки убираются после непродолжительной сушки. Состав должен проникнуть в глубокие поры древесины. Следующий этап — нанесение еще одного слоя патины темного цвета. Излишки также снимают в зависимости от получения желаемого эффекта. Заключительный момент — покрытие изделия прозрачным лаком.
Применение
На металле патина представляет собой покрытие из различных химических соединений, таких как оксиды , карбонаты , сульфиды или сульфаты, образующиеся на поверхности при воздействии атмосферных элементов ( кислород , дождь , кислотный дождь , диоксид углерода , серосодержащие соединения), распространенный пример из них ржавчина, которая образуется на железе или стали под воздействием кислорода, или, точнее, на поверхности, которая образуется на стали, подверженной атмосферным воздействиям ). Патина также относится к накопленным изменениям текстуры и цвета поверхности в результате нормального использования объекта, такого как монета или предмет мебели, с течением времени.
Археологи также используют термин « патина» для обозначения кортикального слоя, который со временем формируется из-за ряда сложных факторов на кремневых орудиях и древних каменных памятниках. Это привело к тому, что в последнее время аналитики каменных орудий в целом предпочитают термин « исправление» как лучший термин для описания процесса, чем патинирование .
В геологии и геоморфологии термин « патина» используется для обозначения обесцвеченной пленки или тонкого внешнего слоя, образовавшегося либо на поверхности породы, либо в другом материале либо внутри нее, либо в результате образования корки выветривания на поверхности породы, либо образования пустынный лак на поверхности камня или их комбинация. Оно также относится к развитию в результате выветривания в случае закаленный слой, называемой корой геологов, в пределах поверхности либо кремня или Chert узелка .
Что это — патина на мебели?
У многих слово «патина» вызывает ассоциации с медными или бронзовыми изделиями, непременно в сочетании со словом «благородный»: монеты, кувшины, подносы, памятники — природная патина облагораживает предметы, многократно повышая их ценность в глазах благодарных потомков.
Это процесс окисления поверхности предметов, меняющий его внешний вид, мгновенно придающий его носителям статус антиквариата. В естественных условиях патинируются металл и древесина (твердые породы деревьев, например, ясень или дуб).
Натуральная антикварная мебель, имеющая богатое прошлое, с достоинством испытанная временем, ценится очень дорого, цена на нее заоблачная, в настоящее время мастера создали метод искусственного старения древесины и МДФ. Это и называется патинированием — новые вещи приобретают налет старины. И вы это сможете воплотить в своем жилище.
Если кухня исполнена в классическом стиле, кантри, прованс или шебби шик, то такой вариант — интересное и оригинальное дизайнерское решение. Дом или квартира будет выглядеть более аутентично с подобной обстановкой.
Зачем нужна патина
Потемнение металла и изменение его цвета является признаком подлинности старинного предмета. Но возможно и искусственное патинирование металла, которое способно украсить современное изделие. Не каждому нравится яркий блеск свежей позолоты или начищенной латуни. А обработанные специальным образом, они приобретают более утонченный вид и элегантный оттенок, который не мешает зрительному восприятию кованого предмета.
Кроме того, искусственная патина в ковке предохраняет материал от окисления, например, бронзу. Она атмосфероустойчива и может на долгие годы защитить металл, как внутри помещения, так и на улице. Особенно привлекательно выглядят садовые изделия, искусственно «состаренные». Они очень органично вписываются в природный ландшафт, становятся его частью.
Что такое патина для дерева
Первоначально под патиной понимался окислившийся медный слой, который часто можно было обнаружить на мебели, зеркальных багетах, колоннах и прочих архитектурных элементах имений зажиточных граждан.
Но получить такую красоту было очень сложно — приходилось ждать не один десяток лет, чтобы вещь приобрела необходимый эффект. Когда же этот момент наступал, с предметом происходили приятные изменения — на нём появлялась плёнка голубоватого или зеленоватого оттенка.
Шло время, и вскоре патиной стали называть любой налёт, возникавший на металлических и деревянных поверхностях. Придать любой современной вещи эффект старины можно с помощью следующих материалов:
- Специальной краски, содержащей частицы благородных металлов — золота, бронзы или серебра. Получаемое с помощью этих материалов покрытие является более износостойким, чем естественная патина. Оно имеет плотную текстуру с минимальной пористостью, благодаря чему обеспечивает древесине защиту от разрушения.
- Для создания благородной поверхности с эффектом старины можно использовать любую краску на традиционной основе. Причём оттенок покрытия может быть любым благодаря большому выбору вариантов цветовых решений. Патина может иметь любой цвет — естественный золотой или нехарактерный для патины яркий голубой, красный и др.
Приобрести столь благородный эффект могут лишь изделия из определённых пород древесины. Выбранное для их изготовления дерево должно иметь плотную структуру и быть устойчивым к влажности. Яркие примеры такого материала — дуб и ясень.
Ещё нужно учесть, что в естественных условиях благородный эффект появляется только на цельном массиве, при этом дождаться его появления на современных фасадах из МДФ невозможно.
Получить эффект старины можно на любых поверхностях:
Виды составов для получения патины своими руками
Опытные мастера используют для патинирования следующие материалы, которые могут отличаться своим составом:
- морилка;
- битум;
- акрил;
- воск;
- шеллак;
- масло.
С помощью этих веществ можно создать благородные поверхности различного оттенка со специальными эффектами:
- Фрагментное облагораживание.
- Полное покрытие.
- Эффект кракелюра.
В зависимости от консистенции рабочего состава патина может быть нескольких типов:
- Густая. Эта патина по своему составу напоминает пасту. Её используют для обработки дерева, которое после нанесения смеси приобретает оттенки от жёлтого до красного, приближенных к цвету натурального золота.
- Жидкая. Эти составы, которые могут иметь водную или синтетическую основу, облагораживают рисунок дерева и в то же время придают ему лёгкий эффект сияния.
- Фацетный лак. Позволяет получить более глубокий эффект состаривания за счёт искусственного создания трещин на поверхности.
Как патинируется мебель
Коротко расскажем вам о том, как именно происходит этот процесс. Для того чтобы патина выглядела максимально естественной, ее наносят не на всю поверхность фасада, а лишь на его части — декоративные элементы, например.
Это заключительный этап обработки дверец кухонных шкафчиков. Если у вас гарнитур из массива дерева, то следует вначале тонировать или покрасить поверхность. Если из МДФ — покрыть пленкой из ПВХ, эмалью или шпоном.
После этого поверхность покрывают прозрачной грунтовкой и сверху наносят патинирующий состав. Далее берется скребок, металлический спонж или губка (в зависимости от эффекта, который вы хотите достичь), и протирается поверхность фасада. Подробнее это показано на видео.
Патинирование мебельных фасадов своими руками
Watch this video on YouTube
Чем интенсивнее вы будете обрабатывать патинированную поверхность, тем более фактурным будет выглядеть ваш кухонный гарнитур. Не забудьте про завершающий штрих — нанесите на него полиуретановый лак, он убережет мебель от сырости.
Разновидности патины
Для искусственного создания эффекта старины производители мебели применяют различные цветовые и технологические решения. Выбор того или иного оттенка патины должен сочетаться с основой, на которую он будет нанесен. Наиболее часто для создания богатого налета применяются цвета благородных металлов. Однако при желании можно заказать мебель с серой, желтой, коричневой и черной отделкой.
Золотистая/серебристая
Патина такого цвета позволяет создавать поистине аристократические гарнитуры. Наиболее эффектно обработка смотрится на белых, коричневых и черных поверхностях. Основой для такого декора должен быть матовый тон. На глянцевой мебели эффект от нанесенной патины очень сильно скрадывается.
Контрастная
С помощью данного варианта можно удачно выделить рельефные элементы на фасадах. Для отделки применяются золотистые, серебристые, бронзовые и медные тона. Выбранным составом обрабатывают стыки и уголки, а затем сверху наносится основной патинирующий слой. За счет подобной отделки различные узорчатые элементы на гарнитуре смотрятся более выразительно.
Кракелюр (кракле)
Существует еще один оригинальный метод состаривания мебели. Для этого производители применяют специальный кракелюрный лак. Его особенностью является возникновение после высыхания множества сетчатых трещин по всей поверхности мебели
Затем по технологии необходимо очень осторожно втереть в обработанные фасады контрастную патину и покрыть изделие лаком
Нанесение патины на древесину своими руками
Процесс патинирования несложен и вполне осуществим в домашних условиях. Для работы лучше выбирать породы дерева высокой плотности, невосприимчивые к перемене влажности, либо использовать МДФ, ДСП.
Подготовительный этап
Для начала нужно осуществить браширование – обнажение твердых волокон древесины перед патиной, тонировкой, лакированием. Метод воспроизводит естественное старение дерева, но в ускоренном темпе. Поверхность обрабатывается металлической щеткой или крупнозернистой наждачной бумагой, в результате чего жесткие волокна удаляются. Затем основание протирается обезжиривающим составом. Под акриловые краски или для морения дерево не брашируется, а только очищается от всевозможных загрязнений. Если на поверхности уже есть лак или иное покрытие, его надо снять при помощи наждачной бумаги.
Плиты ДСП, МДФ обладают однородной структурой, в отличие от древесины, поэтому их подготовка имеет особенности
Для придания потертости поверхность можно осторожно обработать мелкой наждачкой, но самой эффективной является более сложная технология:
- нанесение барьер-грунта для усиления адгезии верхнего слоя плиты к патине;
- после высыхания – наложение полиуретановой грунтовки, которая станет основой для патины;
- шлифовка созданного покрытия наждачной бумагой для воспроизведения древесной структуры;
- собственно патинирование.
Нанесение патины при помощи морилки
Морение идеально подходит для мебели, выполненной в классическом стиле. Цвет изделий станет более темным, чем являлся изначально. Порядок работы таков:
- На фасады нанести морилку на водной основе, покрывая детали целиком. Можно выбрать любой цвет – орех, красное дерево, дуб, бук или иной.
- Мягкой губкой стереть часть состава таким образом, чтобы придать эффект состаривания (в основном, со средних зон). Кайму, резьбу, элементы фрезеровки, трещины при этом надо оставить более темными.
- Дать составу высохнуть, потом нанести второй слой морилки похожего оттенка, но не на водной, а на спиртовой основе.
- По мере высыхания средства выполнить слой шеллака. Если нужно усилить винтажный вид, можно дополнительно стереть античный воск.
Классический способ
Классическое патинирование основывается на применении акрила, воска, битума, масла. Нужно подобрать материал подходящего тона – древесного, металлического или обычного. Технология напоминает простую покраску. Вначале на основание наносится слой материала для патинирования, затем его излишки стираются или растушевываются более тщательно. Второй слой в этом случае выполняется при помощи шеллака.
Также стандартная технология может подразумевать такие действия:
- нанести патину темного оттенка;
- дать средству немного подсохнуть, сделать еще один слой материала более светлого тона, чтобы подчеркнуть темные поры;
- вместо светлого тона можно взять золотой или серебряный, если речь идет о мебели в классическом стиле;
- по мере высыхания отшлифовать основание мелкой наждачкой для создания эффекта потертости;
- закрепить результат шеллаком или акриловым лаком, выбрав матовый состав.
Техника кракелюр
Данная техника позволяет «прорисовать» сеть трещин на поверхности изделия, чем обеспечивает усиленный декоративный эффект. Для кракелюра используют специальный лак с одноименной пометкой на упаковке, который способен растрескиваться после высыхания. Порядок действий будет таким:
поверхность обрабатывают грунтовкой, щетку и наждачку не применяют;
наносят лак для кракелюра, подбирая нужный по цвету состав (если он прозрачный, можно первым слоем наложить акриловую краску, а затем лак);
выполняют очень тонкий слой матовой краски на водной основе, действуя осторожно, чтобы не испортить фактуру.
При необходимости трещинки можно затереть битумной мастикой с целью их затемнения, но только после полного высыхания покрытия (через 1–2 суток). При растрескивании пленки изделие обретет состаренный вид. Для закрепления результата допустимо нанести слой шеллака.
Искусственные потертости
Данный способ хорошо подходит для дерева и МДФ, прекрасно сочетается с техникой декупажа:
- краской для патинирования темного тона окрашивают поверхность изделия;
- после высыхания края, резные элементы покрывают слоем парафина;
- наносят на предмет второй слой патины более светлого оттенка или тона «металлик»;
- производят шлифовку поверхности наждачной бумагой;
- покрывают изделие морилкой или воском, либо прозрачным матовым лаком.
Виды составов
Битумный лак или патина используются для нанесения на резные узоры изделия. После чего его втирают вглубь резьбы, а затем остатки стирают с поверхности мягким материалом. Оставшаяся в углублениях патина придает узору благородный затемненный оттенок старины. Для того чтобы добиться более насыщенного темного цвета, нужно увеличить количество втираемого лака.
Шеллачный лак – состав, содержащий в себе специальную смолу и спирт. Лак придает изделию красно-оранжевый тон. Зачастую его применяют при патинировании дерева с золотым или бронзовым покрытием. С его помощью прекрасно подчеркивается текстура древесины, придавая гарнитуру вид обветшалости. Разводя лак, можно изменить тон окрашивания от темного к более светлому.
Патина из акрила – самый простой способ состаривания изделия акриловыми красками. Смесь намеренно небрежно проливается на изделие, а затем затирается в резьбу специальной щеткой. Цвет акрила можно выбрать самостоятельно, в соответствии с декором всего помещения. Оригинально смотрятся изделия терракотового цвета, покрытые золотой патиной, или дерево черного оттенка и серебро.
Восковая патина – это краска, содержащая в своем составе воск, разбавленный водой. Используется в основном для состаривания и затирания трещин в кракелюре и на рельефных рисунках.