Что такое моточасы на тракторе и другой технике: контроль ресурса работоспособности
Содержание:
- Правильная искусственная сушка леса
- В зависимости от назначения выделяют следующие счетчики времени наработки:
- Простой способ рассчитать моточасы для замены масла
- Разница между моточасом и машиночасом
- Сколько моточасов в одном часе?
- Сколько моточасов в одном часе
- Перевод в километры
- Принципы ухода
- Текстиль
- Как рассчитать моточасы?
Правильная искусственная сушка леса
В зависимости от назначения выделяют следующие счетчики времени наработки:
— счетчики времени наработки моторной техники – стандартные счетчики моточасов, устанавливаемые например, на сельхоз технику. Сюда можно отнести практически весь модельный ряд счетчиков СВН-2, а также «СМ-1».
— счетчики времени наработки для технологических процессов – счетчики моточасов, используемые например на компрессорных агрегатах для подачи воды, аппаратах высокого давления, различных технологических станках и оборудовании. Это, в основном электронные устройства, например «СВН-1» и «СВН-2» и «УК34.2».
— счетчики наработки продукта за определенное время – счетчики, используемые, например для подсчета выработки одного исполнительного механизма за определенное время, а также подсчета суммарной выработки. Здесь установлена зависимость, между количеством произведенной продукции и плановым сроком обслуживания (например, заточка ножей станка после тысячи выработанных деталей). Это в основном импульсные счетчики наработки, которые применяются для подсчета количества импульсов, передаваемых от датчиков различного типа, и пересчета этих импульсов в необходимые физические единицы измерения (например, в литры, метры, штуки и т.д.). Импульсным счетчиком является электронный счетчик импульсов — тахометр «ИД 2». Сюда же можно отнести электронный счетчик моточасов «СИМ-05-1-17».
Счетчик импульсов-тахометр ИД-2>
— счетчики наработки электроэнергии – счетчики, устанавливаемые на электростанциях и трансформаторах. Здесь введена зависимость срока проведения обслуживания от количества выработанной электроэнергии. Это такие счетчики, как: «BZ-145 для учета рабочего времени подключенной нагрузки. Сюда же можно отнести счётчик ампер-часов INT-AH предназначается для измерения количества электричества, прошедшего во время осаждения покрытия через гальваническую ванну.
Счетчик учета рабочего времени подключения нагрузки Theben BZ-145
Следует отметить, что отмотать назад или обнулить счетчик времени наработки невозможно! Счетчик моточасов не требует обслуживания, и каких-либо особенных знаний или умений для подключения.
Простой способ рассчитать моточасы для замены масла
Замена моторного масла — обязательная процедура обслуживания автомобиля, пренебрежение которой влечет за собой быстрый выход из строя силового агрегата. Масло позволяет снизить нагрузку на двигающиеся элементы, но со временем оно теряет свои эксплуатационные характеристики. Как правило, отечественные автолюбители меняют моторное масло по пробегу, а в редких случаях по сроку нахождения в двигателе. Но многие опытные автомеханики рекомендуют использовать моточасы для определения срока замены смазывающего материала. В этой статье я расскажу, как и зачем это нужно делать.
Если не вдаваться в подробности, то 1 моточас можно приравнять к реальному часу времени при работе двигателя на холостом ходу . Однако, повышение оборотов приводит к увеличению нагрузки на элементы мотора, из-за чего 1 моточас проходит быстрее реального часа. Именно этот параметр принято считать основным для обслуживания двигателя . Подавляющее большинство специальной техники оснащается счетчиком моточасов на приборной панели, а легковые автомобили подобного элемента были лишены, хотя он иногда встречается на моделях премиум-класс а.
В отличие от пробега, моточасы позволяют сопоставить нагрузку на двигатель в зависимости от условий использования автомобиля. Например, 10 000 км пути на трассе и аналогичный пробег в условиях городских заторов влекут за собой разное влияние на моторное масло . Во втором случае качества смазывающего материала начнут теряться раньше, если ориентироваться по тахометру. Именно поэтому опытные автолюбители берут в расчет моточасы. Но далеко не все знают, как их рассчитать, поэтому я решил поделиться простым и доступным способом .
Для начала я рекомендую попробовать поискать счетчик в бортовом компьютере . Как правило, эта функция встречается на автомобилях немецкого и американского производства. Водителю достаточно сбросить показания на счетчике, после чего можно будет всегда контролировать текущие данные. Достаточно большое количество моделей автомобилей имеет встроенный счетчик моточасов, но информация с него не выводится на экран, а хранится в «мозгах» машины . Считать эту информацию можно только при помощи диагностического прибора. Если у автовладельца есть оборудование в наличии, то не составит труда изредка заглядывать в закрытые данные.
Два вышеперечисленных способа доступны не всем, поэтому автолюбители разработали простой и доступный метод . Он заключается в использовании счетчика средней скорости. Для начала нужно узнать, на какое количество моточасов рассчитано используемое моторное масло . Как правило, эта информация указана на этикетке или же её легко узнать по стандарту. Современное синтетическое масло средней ценовой категории рассчитано примерно на 300 моточасов использования .
Теперь нам нужно замерить среднюю скорость движения на протяжении хотя бы 1 000 км пробега в обычном для водителя режиме . Полученное число перемножаем на допустимое количество моточасов по конкретному маслу. Например, если средняя скорость составила 30 км/ч, а масло рассчитано на 300 моточасов, то 300*30 = 9 000 км — пробег, после которого рекомендуется заменить смазывающий материал на новый .
Разница между моточасом и машиночасом
Машиночасы обозначают время, которое требуется одной машине для выполнения работы, а также учитывают количество машин. Например, если одна машина убирает улицу от снега на протяжении шести часов, говорят, что было выработано шесть машино-часов. Если на тот же объем работы направили две машины и они убрали улицу за три часа – время работы умножается на количество машин, и в результате получается снова шесть машино-часов. Этот показатель важен для распределения нагрузки на автопарк и планирование выездов. Таким образом, в моточасах измеряется выработанный ресурс двигателя, а в машино-часах – объем работы техники в целом.
Сколько моточасов в одном часе?
Вычислить средний показатель моточасов относительно реального времени можно по одной простой нематематической формуле, которую должен знать каждый владелец трактора. Перевести моточасы в часы можно по такому алгоритму:
- Во время работы на холостых оборотах количество моточасов двигателя равно 1 астрономическому часу (то есть 60 минутам).
- В режиме работы при умеренных нагрузках количество оборотов вала увеличивается примерно на треть, 1 моточас становится равен примерно 40 минутам реального времени.
- При работе в условиях повышенных нагрузок обороты двигателя увеличиваются примерно на 2/3. В таких условиях один моточас равен примерно 20 минутам.
Сколько моточасов в одном часе
Считается, что можно приравнять 1 моточас 1 часу работы мотора при холостых оборотах, но это очень приблизительный способ. Холостые обороты различаются у разных транспортных средств. Только у легковых автомобилей разброс составляет от 500 до 900 об/мин, а, например, у трактора МТЗ-80 они могут достигать и 1500 об/мин. Обороты коленчатого вала отображаются на тахометре. Чем они выше обороты, тем быстрее “расходуется” моточас. Поэтому невозможно вывести единый коэффициент, чтобы узнать, моточас – это сколько по времени. Все зависит от условий работы. Например, если трактор или мотоблок идет по лёгкой песчаной почве с фрезой или картофелесажалкой, оператору не понадобится держать высокие обороты. А если тот же трактор тащит грузовик из сугроба или убирает мокрый снег, нагрузка на двигатель будет выше, и коленвал совершит больше оборотов.
Перевод в километры
Вывести точную формулу, чему равен 1 моточас в км, тоже не удается. Для легковых автомобилей его можно приблизительно приравнять к 12-14 километрам спокойной езды на умеренных скоростях или работы двигателя вхолостую. Таким образом, 15 тыс. км – стандартный интервал для замены масла и некоторых других расходников – это около 200–250 моточасов работы двигателя.
При агрессивной езде, передвижении по плохим дорогам, перевозке грузов или буксировки, требующим часто задействовать полную мощность мотора, моточасы будут «расходоваться» быстрее. А если автомобиль двигается по загруженным улицам или часто прогревается на холостом ходу, этих единиц измерения становится больше, чем пробега. Ведь автомобиль стоит, а ресурс двигателя и некоторых других агрегатов расходуется. Именно поэтому при замене расходников лучше ориентироваться по мото-часам, а не по пробегу.
Вопрос точного расчета особенно важен для водителей ТС, работающих вдали от квалифицированной помощи (на лесных участках, строящихся объектах, экстремальном отдыхе). Им нужно знать выработку, чтобы вовремя заменить или осмотреть детали во избежание неожиданной поломки. Если ориентироваться на пробег не получается, стоит приобрести счетчик.
Принципы ухода
Текстиль
Желаете привнести в вашу комнату уют и тепло? Тогда правильно подойдите к вопросу выбора текстиля. Не стоит использовать в интерьере шторы с кисточками, большими бантами и другими декорирующими элементами. Помните, главное – простота.
Легкие струящиеся шторы будут придавать комнате определенный шарм. При этом они должны быть светлых оттенков, допускается наличие какого-либо незамысловатого рисунка.
Покрывала также должны быть простыми, без ярко выраженного рисунка. Подушки можно использовать вместо стульев.
Что касается ковров, то стелить их или нет – ваше личное дело. Однако если есть возможность, лучше обойтись без них. В то же время, если пол не имеет подогрева, и без ковра будет холодно ходить, то, конечно, использовать его обязательно.
Кстати, используя полосатый ковер, можно визуально сделать помещение шире. Для этого положите его полосами перпендикулярно к длинным стенам.
Как рассчитать моточасы?
В первую очередь нужно определить, что такое моточасы на тракторе? Этот термин определяется по следующему принципу. С момента запуска заводского двигателя агрегата включается предусмотренный в его устройстве электронный или механический счётчик. Он фиксирует и запоминает интервалы вращения коленвала, передавая данные на индикатор. Таким образом, датчик устанавливает продолжительность работы мотора за определенный отрезок времени.
Считать, что один моточас равен 1 реальному часу – неправильно. При определении основную роль играет количество оборотов коленвала за одну минуту времени. Таким образом, несколько величин моточасов по отношению к реальным часам могут отличаться из-за работы под нагрузкой и в режиме холостых оборотов.
Если посчитать отработанные моточасы, то оператор сможет узнать примерную степень износа работающих механизмов двигателя.
Для этого используется следующая формула, основанная на количестве оборотов коленвала:
- моточас, при котором мотор работает на холостом ходу, приравнивается к реальному часу;
- моточас, при котором двигатель работает в обычном режиме, приравнивается к 40 минутам реального времени;
- моточас, за который ДВС работает под интенсивными нагрузками, равен примерно 20 минутам реального времени.
Подобный принцип позволяет вычислить примерные величины моточаса при работе двигателя под разными нагрузками.
Это интересно: Чем бульдозер отличается от трактора, обзор оборудования